Сакральная семерка

Вышла в свет новая книга Сагымбая Козыбаева


«Люди мы, не боги» – так назвал свою новую книгу один из родоначальников журналистского образования в Казахстане, президент Академии журналистики РК Сагымбай Козыбаев.Эта книга состоит из его эссе последних лет, объединенных в авторский цикл «Этюды на полях» и представляющих неординарный взгляд автора на окружающий мир. Сегодня мы публикуем некоторые из них. Кстати, в этом цикле немало эссе, посвященных острым публикациям в «Новой газете». Так что нам сам бог велел привлечь ваше внимание к этой книге.


Скрещение

На венгерском озере Балатон есть полуостров Тихань. Там, на кладбище, в семейных склепах былых правителей похоронены и кипчакские княжны. С коллегой, покойным Маратом Барманкуловым, на допотопной кинокамере «Красногорск» снимаем в далеком 1968 году фильм о казахско-венгерских связях, об общих кипчакских корнях.
Столько воды утекло, а далекая Хунгария, или Мадьярорсаг (так правильнее называть Венгрию), по-прежнему влечет загадочными страницами своей истории.
Ищу общие корни. Знакомлюсь также со средневековой французской эпической поэмой «Песнь о Роланде» (Chanson de Roland). Историческую основу ее составляют легенды о походах Карла Великого. Герой поэмы – воплощение рыцарства и патриотизма французского народа. Но против кого воевали франки? С воинственными кочевниками, «ордами диких печенегов».
Печенеги – тюркские племена, объединение тюрков и сарматов, обитали в заволжских степях в VIII – IX веках. Более сильные соседи – огузы – потеснили их, печенеги оставили свои земли, и основная часть направилась на запад, круша все на своем пути. Они заняли южнорусские степи, разрушили города и поселения в Восточном Крыму, подошли к Дунаю, ворвались в венгерские владения. К 900-му году печенеги доминировали на огромной территории от Итиля до Дуная. В 934 году кочевники-скотоводы заключили союз с венграми, своими вчерашними врагами, дабы захватить Фракию, а через 10 лет выступили и против Византии. Они нападали на Византию в 1026, 1061, 1087, 1088, 1089, 1090 годах. Это были тяжкие времена для второго Рима.
Вернемся к королевским склепам на Балатоне. Венгерский король Золтан вынужден был женить своего сына Токсона на печенежской царевне. Став сам королем, Токсон принял ко двору родственника жены – хана Тонузобу. Ему выделили земли вдоль реки Тисы, здесь расположилась его орда. Вскоре прибыли еще два хана (печенеги состояли из восьми тюркских племен, объединенных в один союз, или народ, называли их «баджанг» – свояк. – С.К.). Каждое племя во главе со своим вождем кочевало отдельно, в строго очерченных своих границах. Об этом можно прочитать в записях византийского историка и императора Константина Багрянородного (913 – 959). Так вот, двум прибывшим ханам – Билу и Баксу, пришлось теперь отдать и город Пешт (современный Будапешт). Подобная аннексия продолжалась и другими ханами при последующих венгерских королях. Ради союза и совместных войн длились смешанные браки.
...Сейчас история народов на ходу переписывается в угоду чему-либо и кому-либо, зачастую потому фальсифицируется. Одно ясно: мир неделим, корни Востока и Запада так переплелись, что искать надо общее и этим общим гордиться.


Развенчание мифа

Запад Китая, именуемый Восточным Туркестаном, или Кашгарией, – особое место мировой цивилизации. Все исторические события в веках волнами шли из этих мест. Не до конца изученная история великой Уйгурии – и каганата, и Идикутского государства, судьба многомиллионного народа, так и не достигшего своей государственности, волнует не только меня.
Встречаясь с друзьями-уйгурами, безапелляционно заявляю: «Развенчиваю китайский миф: бумагу и книгопечатание впервые изобрели уйгуры. А древняя письменность также уйгурская, все остальные – производные. Мир обязан уйгурам!».
У меня есть основание так заявлять. Бумагу действительно изобрел талантливый уйгур-раб. Император Китая, высоко оценив это изобретение, приказал сохранить в тайне его имя и велел с почетом казнить. Раба заставили проглотить острую золотую пластинку, на которой была выгравирована благодарность императора. И остались в истории царские слова: «Если рабы узнают, что один из них сделал столь большое открытие, они слишком возомнят о себе».
Вот почему китайцы пальму первенства в изобретении бумаги присвоили себе. Но есть и еще одна важная причина. В VIII веке уйгуры восстали против Второго тюркского каганата. Война была нелегкой и кровопролитной. К этому времени уйгуры уже испытали влияние Китая. Каган Бильге, основав к 745 году Уйгурский каганат, признал себя вассалом китайской империи. А у вассалов какие могут быть приоритеты?
Уйгуры сделали своей государственной религией манихейство (религия Мани опирается на противопоставление и в то же время на сосуществование доброго и злого, светлого и темного, однако считая эти принципы созидательными. – С.К.). Манихейство было тесно связано с согдийской культурой, и согдийский язык был вторым официальным языком каганата наравне с тюркским. Но уйгуры пошли дальше и придумали новую систему письменности со многими гласными буквами. Рунику вытеснил новый алфавит, получивший название уйгурского.
Прогрессивную письменность сразу взяли на вооружение монголы, они ею пользовались вплоть до XVII века. Монгольские правители все дипломатические послания отправляли по-уйгурски.
Появилось и уйгурское книгопечатание. Еще с древности в Восточном Туркестане было в ходу искусство гравировки, резьбы и ваяния. Таким образом, уйгурами и был изобретен деревянный подвижной шрифт. Изготовлялись клише, с помощью которых на бумаге и ткани печатались изображения текста и орнамента. В начале XX века при археологических раскопках в Турфане нашли около ста тысяч таких наборных шрифтов. А ведь каждая деревянная дощечка-клише вырезалась по отдельности.
Но самое интересное оказалось впереди. Когда уничтожили Уйгурскую державу, разгромили ее столицу Каракорум, китайцы первым делом предали огню все уйгурские книги. Часть покоренного народа вынуждена была принять буддийскую веру, а в X веке уйгуры вместе с казахскими племенами кереев и найманов приняли несторианское христианство. Создалось удивительное сообщество одной нации, члены которого стали приверженцами трех великих религий – манихейства, буддизма и христианства.
Все это, как говорится, в анналах истории. Но свою письменность народ сохранил. Именно на уйгурской земле были созданы шедевры мирового значения – «Огуз-наме», «Афрасиаб», «Томирис», «Фархад и Ширин». Планетарно стали известны имена великих сыновей Уйгурии – Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни, Алишера Навои. Они оставили бесценные творения Шелкового пути «Диван лугат-ит Тюрк», «Кудатгу билиг», «Хамса», без которых трудно ныне представить эволюцию общечеловеческой мысли.


Новоявленное

Определенные цифры в мусульманском мире тесно связаны с традициями ислама. Особо сакральное значение имеет число «семь». Раз в семь дней мусульмане встречаются в мечети на пятничный намаз. Намаз в честь Курбан-байрам состоит из семи сур. Мальчикам проводят обряд обрезания, когда они достигают семилетнего возраста. Поминки проводятся по истечению семи дней после погребения. В 644 году, через десять лет после смерти пророка Мухаммеда, были собраны воедино разрозненные суры Корана и распространены в семи экземплярах. И так далее.
Ну а казахи привнесли еще свое. Истоки благоговейного отношения к цифре семь надо искать в степных уложениях и законах. Они веками неукоснительно исполнялись. Так, по законам хана Тауке, известным как «Жеті жаргы» («Семь уставов»), что более всего наказуемо?
Семь провинностей эти следующие. Организация восстания или смуты. Карается смертью. За предательство интересов народа полагается смерть. Умышленное убийство – за это смерть. Смерти подвергаются за развращение чужой жены. Конь – святое, его кража карается смертью. Есть лишь два послабления. При стычке за лишение глаза откупаются выданьем дочери. При четырех повреждениях других частей тела положен выкуп, причем в десятикратном размере.
Семь канонов появились непринужденно и по другим жизненным понятиям. Со временем они стали восприниматься как устойчивое мироощущение. Какими, к примеру, могут быть семь вариантов спешности, когда надо быть расторопным? А они таковы: расстилать гостю дастархан; извиниться, коль не прав; возвращение долга; женитьба и выданье замуж достигших положенного возраста; предание земле усопшего; обучение земледелию; сбор даров природы.
А что, по мнению казахских мудрецов, является истинным богатством? Их тоже семь: здоровье, далее мать или жена и дочь, скот, воля, дети, язык, сила. Или семь непозволительных недостатков? Они: лень, простодушие, трусость, нерешительность, ложь, сплетни, пустословие. Ну и так далее, все понятия расписаны по полкам.
Подобное конфуцианство естественно воспитывало величие народа. Но парадокс: современные казахи зачастую вновь изобретают колесо. Зачем? Оно ведь уже есть, успешно крутится, надо лишь следовать заветам. И не морочить людям голову новшествами.