Транзит крепчал

Когда наверху гадают на ромашке или просто молчат, внизу начинается хаос


 За последнюю неделю в Казахстане произошло сразу несколько событий с пометкой «что вообще происходит?». Прежде всего отличились полицейские. В одном случае – в Павлодаре – наряд приехал разнимать бытовой конфликт в кафе, а в итоге устроил массовое побоище. При этом все это попало на видео, и выяснилось, что есть-таки у полиции методы и против Кости Кирпича, и против обычных посетителей кафе: двое держат, двое – бьют кулаками и прыскают газом в лицо. В другом случае полиция пострадала от себе подобных: в Таразе начальник областного управления по противодействию экстремизму Мурат Умбеталиев во время ресторанного конфликта порезал ножом коллег-полицейских. Это тоже попало на видео, и погоны полетели, как желтые листья с деревьев осенью. Сам Умбеталиев на момент сдачи номера скрывался и общался с внешним миром через жену.

Кроме того, в неприятные истории попали и бывший министр с судьей. Масштаб личностей, правда, разный, но беда общая. В Алма-Ате украли три миллиона долларов, 50 тысяч евро и часы стоимостью 50 миллионов тенге из квартиры, где, как первоначально сообщалось, жил бывший министр туризма и спорта Темирхан Досмухамбетов. И шум поднялся не из-за самого факта кражи, а из-за того, чьи это деньги. Сам Досмухамбетов после длительного молчания объяснил, что, мол, деньги не его, а брата – и деньги законные, потому что «справка есть». Правда, кто брат и чем он занимается, экс-министр так и не рассказал. Параллельно в Алма-Атинской же области у обычного районного судьи украли драгоценностей и денег из сейфа почти на 20 миллионов тенге. Справку о честности того, что нажито непосильным судом, никто в этот раз не просил, но уровень язвительности у комментаторов зашкаливал.
Еще на неделе появилось загадочное письмо бизнесменов, которые попросили продлить ЭКСПО-2017 аж до ноября, поскольку это якобы развивает бизнес-индустрию столицы. А символ Астаны – Байтерек – официально включили в список сакральных мест страны, наплевав на историческое и хронологическое значение «святости» этого самого Байтерека. Модернизация общественного сознания шагает по стране, не жалея никого и ничего.
Казалось бы, что общего в просочившемся на публику полицейском беспределе, новых подвигах казахских Робин Гудов и новом сеансе лизоблюдства? Карикатурность происходящего. Все происходящее похоже на несмешной цирк, где акробатов и фокусников сменяет очередная клоунада. И вот уже министр внутренних дел Касымов на просьбу журналистов прокомментировать ситуацию по Умбеталиеву спрашивает, «кто такой Умбеталиев», а потом просит отправить запрос. А попытка хорошенечко набрать вистов на теме ЭКСПО и вовсе провалилась: во вторник координатор всей выставки Ахметжан Есимов рассказал президенту о том, какая выставка замечательная (лучшая на свете, ага), но о предложении продлить ее – ни слова. Да, потом будет работать часть выставки как «наследие ЭКСПО» (может, даже и это место сакрализуют), но закончится она ровно тогда, когда положено.
Эта череда имиджевых катастроф (или, как сказали бы сейчас, «зашквара») была вполне прогнозируема, и даже удивительно, что все началось именно сейчас. В стране немым вопросом висит тема транзита власти, и события последних полутора-двух лет напоминают гадание на ромашке: уходит, не уходит, меняет систему, оставляет, к сердцу прижмет, КНБ пришлет. В системе жестко вертикальной, где все зависит от сигналов из Центра, а сам Центр зависит от Центра Вселенной. И если наверху все разбалансировано, внизу, на всех уровнях, начинается хаос. Система воспитала ее рядовых членов так, что если наверху чихают, то внизу начинается пандемия. А вот когда наверху по нескольку раз в день меняют вектор движения или вовсе помалкивают, внизу начинают вести себя так, как считают нужным именно в этот момент: идет подковерная битва за штурвал, а в каютах матросы предоставлены сами себе и действуют уже не по приказу, а по наитию.
Спасительным «маяком» для всего корабля могла бы стать четко продекларированная конструкция будущего: мы идем туда-то, вот наш рулевой, а вот его сменщик, вот какие паруса надо поднять и вот какие координаты принять за ориентир. Но этих координат нет, и не предвидится, а корабль, постоянно меняя курс, кружится на одном месте. И эта болтанка, очевидно, приведет к тому, что количество глупостей будет расти в геометрической прогрессии, а нейтральных пассажиров начнет сильно тошнить. Сойти с корабля можно, только если у тебя есть своя запасная лодка, на которой можно добраться до соседнего судна, а всем остальным остается лишь наблюдать за фестивалем абсурда, который будет точно продлен даже не до ноября, а существенно дольше.
И тогда даже новость о том, что в Атырауской области акима сельского округа оштрафовали за взятку навозом, перестанет кого-либо удивлять.