Весь вышел

Экс-гендиректора футбольного клуба «Актобе» Дмитрия Васильева внезапно освободили: срок ему заменили ограничением свободы


Гуляй, «Вася»

В минувшую пятницу бывший генеральный директор футбольного клуба «Актобе» и самая обсуждаемая околоспортивная личность 2016 года Дмитрий Васильев получил новый повод для праздника. В областном суде была рассмотрена апелляция Васильева на решение суда о сроке в восемь лет тюрьмы, которые были назначены ему за расхищение, по версии следствия, 240 миллионов тенге. По выражению местного медиахолдинга «РИКА», который не скрывал своей симпатии к Васильеву (Васильев был завсегдатаем местного футбольного телешоу), «фортуна повернулась лицом»: по этому обвинению бывший гендиректор «Актобе» был оправдан. Васильева освободили в зале суда, постановив ограничить его в свободе на семь лет. А сам футбольный функционер должен будет погасить 44 миллиона тенге ущерба. Товарищ Васильева по несчастью, бывший руководитель облспорта Искендербек Маханов, первоначально получил срок меньший (семь лет колонии с конфискацией), однако в итоге оказался в более проигрышном положении, чем его сосед по скамье: Маханова оставили в колонии, просто сократили срок до трех лет вместо семи.
Свобода есть свобода – и Васильев ею уже пользуется, насколько это возможно: в первую очередь, для прогулок с женой. Их совместное фото висит в Facebook на обеих страницах супругов. Васильев пока ничего не пишет (возможно, ему запрещено это делать), на снимке он выглядит осунувшимся и похудевшим. Тут надо заметить, что все время, пока готовилась апелляция, чета Васильевых активно боролась с «беспределом в казахстанском футболе» – они писали открытые письма президентам Казахстана и России.
Комментируя освобождение Васильева в интернете, пользователи нередко склонялись к конспирологической версии: мол, старые единомышленники, носа не показывающие на публику, подсуетились. Версия, конечно, соблазнительная, но даже если внешнее влияние на суд и было, то оно лишь в каком-то смысле восстановило справедливость. Дело в том, что антикоррупционное бюро, которое регулировало направление карающего меча правосудия, в этом деле поработало, мягко говоря, не на совесть. Свидетели обвинения на суде чувствовали себя максимально неуютно, а доказательная база была настолько хлипкой, что рухнула после первого же серьезного удара (импульсивные выступления Васильева в суде – не в счет: их, учитывая его репутацию, сложно воспринимать как серьезные заявления). Так что итоговые восемь лет, которые дали Васильеву в мае, выглядели диковато.
Нынешние семь лет ограничения свободы тоже не сахар – особенно если свобода будет ограничена пребыванием в Актобе. 45-я статья Уголовного кодекса РК подразумевает, что ограничение действует в месте жительства, но где оно у бывшего гендиректора? Не будет же он снова сидеть на футбольной базе, как во время домашнего ареста. Теоретически можно договориться со всеми явными и теневыми участниками истории о том, что место жительства может быть рядом с семьей, в Москве. И если это произойдет, такое развитие событий устроит, кажется, всех. В казахстанский футбол Васильева теперь не пустят, а больше ему здесь делать нечего.

 

«Вирус пораженчества»

Отъезд Васильева из Казахстана и из казахстанского футбола выглядит логичным завершением истории еще и потому, что его эпатаж подхватили другие фигуры, значительно авторитетнее, чем сам экс-гендиректор. В понедельник,
24 июля, риторику Васильева частично повторил де-факто владелец футбольного клуба «Кайрат», тесть президентского внука Кайрат Боранбаев. На прошлой неделе алма-атинский клуб бесславно вылетел из квалификации Лиги Европы, уступив во втором раунде албанскому «Скендербеу» с общим счетом 1:3 (1:1, 0:2). В воскресенье на домашнем поле «Кайрат» не смог выиграть у «Атырау». И терпение владельца лопнуло.
«Мы уже устали вкладывать в таких «псевдофутболистов» деньги, без малейшей отдачи, и при этом вокруг команды образовалась негативная обстановка, а болельщики недовольны результатами, – цитирует Боранбаева официальный сайт. – ФК «Кайрат» пересматривает стратегию своего развития. Нам нужны футболисты и личности, которые ХОТЯТ и УМЕЮТ играть в футбол, а не «бизнесмены в футболе». Возможно, и, скорее всего, останутся далеко немногие, но это будут те, вокруг которых и будет строиться новая команда – из неравнодушных личностей, желающих добиваться чего-то значимого в футболе, а не только желающих набивать свои карманы».
Иными словами, «Кайрат» решил сделать разворот если не на 180, то, как минимум, на 90 градусов и пожертвовать текущими задачами (например, возможностью завоевать первое с 2004 года чемпионство) ради развития новой, по сути, команды. Все бы ничего, однако, некоторые признаки свидетельствуют о том, что в этом заявлении больше популизма и импульсивности, чем осознанного решения.
Во-первых, налицо «риторика Васильева»: у того были «псевдоболельщики», у Боранбаева – «псевдофутболисты». И в том, и в другом случае выражение употреблялось в состоянии сильного душевного волнения: тогдашнего гендиректора «Актобе» взбесило нежелание актюбинских фанатов видеть титульным спонсором заведение под названием «Баурсак бала»; нынешний владелец «Кайрата» взбешен последними результатами. Во-вторых, для решения своих задач оба руководителя позвали тренеров, чьи достижения выглядят крайне сомнительными. У «Актобе» это был Юрий Уткульбаев, тренировавший до этого дубль казанского «Рубина». У «Кайрата», судя по всему, будет Карлос Алос Феррер, тренер юношеской сборной Казахстана (U-17), который даже сначала гордо написал о своем назначении в Instagram, однако потом быстро удалил запись (но скриншоты помнят все). Под новый молодежный «вектор развития» (этим же начал в прошлом сезоне промышлять в «Актобе» Васильев, но там еще и аким Сапарбаев постарался – как итог, команда за полтора года упала почти на самое дно) Феррер, может, и подходит. Под задачи большого клуба – не очень. А сентенция «мы не стремимся добиваться победы любой ценой» из речи Боранбаева почти один в один по смыслу повторяет слова Васильева о том, что команда «Актобе» должна занять место не ниже четвертого: до этого клуб 11 лет был в призерах, и фанаты восприняли это как «вирус пораженчества» (новый мем от Боранбаева).
Конечно, принципиально ситуации несколько отличаются друг от друга, поскольку в «Кайрате» есть частные средства, а Васильев полностью сидел на госбюджете. Да и турнирное положение «Кайрату» позволяет проводить эксперименты «на перспективу». По иронии судьбы, в ближайшие выходные «Кайрат» как раз встречается с «Актобе». Вот только если алмаатинцы не будут бегать, как ужаленные, этот матч может стать церемонией передачи статуса самого обсуждаемого клуба от одной команды к другой. Обсуждаемого, к сожалению, не действиями на поле, а скандалами вне его.


тем временем

Пока суд проявляет уникальную для Казахстана гуманность и принципиальность в отношении Дмитрия Васильева, другой схлестнувшийся с антикоррупционным бюро влиятельный руководитель раз за разом получает отказы в пересмотре меры пресечения. Речь о главе Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаеве, который был осужден в прошлом году на шесть лет лишения свободы по обвинению в махинациях на сумму более 300 миллионов тенге. На прошлой неделе суд отказал Матаеву в замене лишения свободы на ее ограничение. Адвокат Матаева Андрей Петров рассказал СМИ, что отказ был сделан, несмотря на то что защитники предоставили суду множество документов в пользу смягчения наказания С. Матаеву – сведения из департамента юстиции о том, что идет возмещение ущерба, справки об аресте имущества, заключения врача исправительного учреждения о том, что Сейтказы Матаев болеет и находится в санчасти, характеристику с поощрением от исправительного учреждения.
Тут хорошо бы еще вспомнить и про бывшего премьер-министра Серика Ахметова, который и вину признал, и прощения попросил, и ущерб возместил – а все равно сидит. Создается впечатление, что на волю отпускают только тех, кто не опасен для определенных фигур во власти – будь она государственная или футбольная. Волей-неволей и в конспирологию можно начать верить.