Битва глобусов на «Аннэкспо»

  • Печать

Казахстан спутал России и Украине все карты: из-за того, что художники не смогли определиться, чей Крым. «ЭКСПО-2017» началась с дипломатического конфликта.


В минувшие выходные в Астане открылась специализированная международная выставка «ЭКСПО-2017» под названием «Энергия будущего». Достаточно второстепенное по мировым рамкам мероприятие и до открытия было известно в основном скандалами («ЭКСПО-2017» – «зеленая» во всех отношениях», «Новая» – Казахстан», №23 от 08.06.2017 г.), но в первые же три дня новый конфуз на дипломатическом уровне практически уничтожил все надежды официального Казахстана на имиджевые выгоды от выставки.


 Суть истории в следующем. Год назад в рамках подготовки к «ЭКСПО-2017» в Астане установили декоративные фигуры, которые должны были символизировать участников от разных стран. Каждый разрисованный человечек без глаз, ушей, носа и рта держал в руках некое подобие глобуса с крупно нарисованной на нем картой того государства, чье присутствие было подтверждено. Были там и карты России и Украины – только без поправки на 2014 год и историю с Крымом. Полуостров по-прежнему был желто-синий, а на карте России не оказалось не только его, но и Калининградской области. Долгое время этого никто не замечал, однако как только выставке был дан старт, шары тут же бросились в глаза интернет-пользователям и некоторым казахстанским СМИ. Зазвучали предположения о некоей «провокации» – особенно с учетом того, что одним из первых выставку посетил Владимир Путин. 

Сам Путин или ничего не заметил, или просто решил промолчать, однако на второй день выставки картинки на шарах внезапно изменились: с украинской карты Крым исчез, а на карте России он был аккуратно дорисован (как и Калининград). Тут уже обиделось посольство Украины в Казахстане, которое усмотрело в перемещении Крыма между шарами «признаки нарушения территориальной целостности». Пресс-секретарь посольства Ирина Блащук в интервью радио «Азаттык» заявила, что в МИД Казахстана уже отправлена нота по этому поводу.


Пока дипломаты в Астане формулировали ответ, среди симпатизирующих Украине казахстанцев развернулось бурное обсуждение произошедшего. Был даже объявлен конкурс с призом для того, кто «уберет» Крым с карты России. Решение нашлось очень быстро: спорную территорию на бело-сине-красной карте просто заклеили двумя видами стикеров – желтым и синим. Тут уже организаторы «ЭКСПО» (сами или по указке сверху) откровенно психанули, и во вторник утром вместо карт России и Украины на шарах появились собор Василия Блаженного и герб Украины соответственно. На других картах Крым замечен не был.
Комментируя конфуз, заместитель министра иностранных дел Мухтар Тлеуберди попросил воздержаться от «политизации» происходящего: посольству Украины вроде как принесены официальные извинения, но виноваты во всем именно художники, которые «подошли творчески, не вдаваясь, видимо, ни в какие политические вопросы». Однако из этих слов абсолютно не понятно, кто в итоге был неправ: те, кто Крым указал в составе Украины, или те, кто потом в спешке дорисовывал его на шар России. Ясно только, что замминистра пообещал, что все будут исправлять, только снова не уточнил, куда в итоге определят беспокойный полуостров – в Россию, в Украину, а может, в Турцию, чтобы не было обидно никому.
Возникший по явной непредусмотрительности организаторов выставки (то есть по вине властей страны) конфликт – прямое следствие политики «многовекторности», которой всегда придерживается Нурсултан Назарбаев. Ловко маневрируя между разными крупными и часто ругающимися между собой игроками, казахстанский лидер всерьез был поставлен в неудобное положение в середине марта 2014 года, когда в Крыму был проведен референдум о вхождении в состав России. Казахстан тогда оказался меж двух огней: и с Россией ругаться нельзя, и с остальным миром не хочется. В итоге была выбрана по возможности нейтральная (на самом деле нет) формулировка о том, что прошедший референдум – это «свободное волеизъявление населения» Крыма и что «с пониманием относятся к решению Российской Федерации в сложившихся условиях», но при этом чтят все уставы ООН. Это не очень устроило Киев – особенно с учетом того, что Казахстан едва ли не первым и единственным из постсоветских государств де-факто поддержал Россию: Украина направила Астане сразу две ноты протеста.
«Нынешняя ситуация – продолжение той истории, когда Казахстан пытался лавировать между двумя сторонами конфликта, стараясь не удариться об углы, – говорит директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. – Все это закрашивание, перекрашивание – тоже попытка всем угодить во внешней политике. Это карикатурная попытка усидеть на нескольких стульях сразу».
Несмотря на три прошедших года с момента присоединения Крыма к России, в Казахстане эта тема по-прежнему занимает одно из ведущих мест в политической повестке, поскольку сразу после украинских событий страна разделилась на два лагеря: пророссийский и проукраинский. Первые говорят о необходимости предотвратить любой возможный «майдан» в республике, вторые – о страхе перед возможным вторжением России в Казахстан.
Кто знает, возможно, чтобы отмежеваться от неизбежного вовлечения в эту орбиту, все причастные к выставке тут же начали открещиваться от скульптур. В оргкомитете «ЭКСПО» заявили, что не знают, кто делал эти скульптуры, аким Астаны Асет Исекешев также заявил, что скульптуры ставили по заказу акимата, но кто именно – еще предстоит выяснить. Это, кстати, странно, поскольку вообще-то об авторах работ – центре современного искусства «Куланши» – в прошлом июле писал государственный телеканал «24.kz». А сам центр находится во Дворце мира и согласия – коммунальном предприятии того же акимата Астаны.
Но главное – это уже не первый случай (даже если не считать историю с признанием референдума), когда Казахстан попадает в щекотливое положение из-за своей многовекторности. Радио «Азаттык» нашло в учебниках по географии и истории, выпущенных в республике, указание на то, что Крым – часть России. После большого резонанса тексты в учебниках были исправлены. Проблема в том, что осадочек остался – а в случае с «ЭКСПО» он такой, что будущие политические выгоды страны от международной выставки (сомнительные даже до этого скандала) могут быть абсолютно девальвированы.

под текст

История с картами на шарах – лишь самая крупная неловкая ситуация, случившаяся в первую неделю «ЭКСПО». Как выяснил портал nur.kz, молодые архитекторы Арайлым Естаева и Аида Исаханкызы обвинили генподрядчика выставки в плагиате: они считают, что придуманная ими интерактивная детская площадка была выставлена без разрешения на «ЭКСПО». Кроме того, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев нелестно высказался о стоимости выставки после ее посещения, заметив, что его затраты в 3 млрд долларов (официально пока 400 млрд тенге – прим. «Новой») просто «сожгли» бы. До конца выставки остается еще 88 дней, и есть ощущение, что они будут тянуться для организаторов бесконечно.