Рукотворный кризис

Фамилии высокопоставленных казахстанских фигур в «панамских документах» показывают, что нынешней политической элите сложившаяся экономическая ситуация в каком-то смысле даже выгодна

На неделе в интернете состоялась презентация полной версии документации по так называемым «панамским документам» – крупнейшей утечке данных об офшорах высокопоставленных лиц почти всех стран мира. Если в первой «серии», появившейся чуть больше месяца назад, основное внимание было сосредоточено на России и «друзьях Путина», то в расширенном списке оказалось много любопытных фамилий, имеющих прямое отношение к Казахстану.

Главной сенсацией начальной стадии скандала с офшорами было упоминание фамилии президентского внука Нурали Алиева, который незадолго до публикации журналистского расследования внезапно ушел с поста замакима Астаны. Главной сенсацией этой недели стало появление в списках фамилии матери Алиева – вице-премьера Казахстана и дочери президента Дариги Назарбаевой. Ее фамилию отыскали в списках журналисты радио «Азаттык», и вероятность того, что это какая-то другая Дарига Назарбаева, очень мала – особенно с учетом того, что в списке есть начальная буква отчества. И буква эта N.
Согласно «панамским документам», Дарига Назарбаева была совладелицей офшорной компании на Британских Виргинских островах с 2007 по 2012 год. В конце 2011 года фирма прекратила деятельность, а через несколько месяцев была продана. Все бы ничего, но сама Назарбаева, отмечает «Азаттык», достаточно определенно высказывалась по теме уплаты налогов в своей собственной стране, а не где-то там за рубежом. «У нас очень либеральная налоговая политика, поэтому хочу сказать, что надо иметь совесть, надо не жадничать, надо делиться, платить налоги и спать спокойно, как говорит наш президент», – цитируют журналисты выступление Назарбаевой в феврале этого года.

Возможно ли, что с момента продажи компании на Британских Виргинских островах Dariga N. Nazarbayeva пересмотрела свои взгляды и стала ярой противницей ухода от налогов? Безусловно, людям вообще свойственно меняться. Проблема в том, что один член семьи в офшорах – это нелепая случайность, а два – уже не совпадение, а тенденция. Точно не известно, за сколько была продана та же компания Назарбаевой в 2012 году, но очевидно, что речь идет минимум о миллионах долларов.
А теперь нужно представить, куда отправятся эти деньги. В государственную казну? Маловероятно: если это произойдет, и в СМИ появятся изображения подтверждающих такой шаг документов, любому держателю офшоров родом из Казахстана можно будет поаплодировать. Пока за гипотезу можно взять соображение, что крупные суммы сосредотачиваются в одних руках. Необязательно вице-премьера: в списках есть еще чиновники вроде министра образования Ерлана Сагадиева – он уже подтвердил, что раньше имел дело с офшорами, или бизнесменов уровня Патоха Шодиева. И деньги эти сосредотачиваются для чего-то другого. Но для чего?
Есть одна версия. Следите за движением мысли.
В стране кризис, народ, мягко говоря, пострадал от нескольких девальваций за последние два года. При этом у многих лиц, фигурирующих в «панамских документах», капиталы сосредоточены в валюте – значит, они от кризиса пострадали меньше всего. Это раз.
В это же время президент Казахстана объявляет амнистию капиталов – те, кто решил перевести свои деньги в страну из тех же офшоров, освобождаются от всякого преследования. А еще президент объявляет массовую приватизацию всего, что плохо лежит (и что хорошо лежит – тоже). Забирай – не хочу. Это два.
Соединяем один и два – и получаем три: приватизация доступна нескольким крупным игрокам, приведшим свои деньги из офшоров в Казахстан. И на совершенно законных основаниях они могут за бесценок (за обесценившиеся тенге) купить крупные государственные активы практически при полном отсутствии конкуренции. Иными словами, нынешняя экономическая ситуация оказывается крайне выгодной для политической и бизнес-верхушки страны. То есть на первый взгляд абсолютно неэффективная экономическая политика в Казахстане оказывается очень даже эффективной для власти.
Кто-то скажет, что это совпадение, и никто не мог знать, продавая компанию в 2012 году, какой кризис ударит через три года. Тогда не мог. Но очень интересная получается ситуация: кризис – вовсе не мировой, а очень даже локальный – начался именно в тот момент, когда крупные игроки сосредоточили свои активы перед стартом продаж. Тут недалеко и до мысли о том, что даже кризис вполне себе рукотворный. Цитируя одну милую даму с «Первого канала Евразия», «это просто бизнес». Конечно, это просто версия, и подтверждение ей вряд ли удастся найти. Однако нет и опровержения. Нет вообще никакой реакции со стороны ключевых участников «панамских документов». И в этом самая большая проблема нынешней политической системы Казахстана. Когда власть считает, что ей ничего не нужно объяснять, что у нее могут быть личные карманы для обогащения, что после участия в сомнительных сделках (пусть даже в прошлом) можно на полном серьезе говорить о честности – тогда и возникают коллизии вроде земельных протестов. Вера в сакральность власти исчезает сама собой, и восстановить ее запоздалыми объяснениями уже нельзя. Так что важно вовремя честно поговорить со своим народом. Эй, вы там, наверху: не теряйте момент.




тем временем




Оксана СКИБАН, КазТАГ


Коррупция на экспорт

Разработать законопроект о регулировании деятельности, осуществляемой через офшорные зоны, предлагает депутат Мажилиса парламента РК Азат Перуашев.

«Демократическая фракция «Ак жол» просит: первое – сообщить о мерах, предпринимаемых правительством по деофшоризации национальной экономики. Второе – рассмотреть вопрос о разработке и внесении в парламент законопроекта «О регулировании деятельности, осуществляемой через офшорные зоны», – сказал А. Перуашев в среду, озвучивая депутатский запрос на имя премьер-министра РК. 

При этом он напомнил, что депутаты фракции демократической партии «Ак жол» не раз поднимали тему «увода денег из Казахстана в офшорные зоны».
«16 апреля 2014 года мы предложили правительству реализовать меры по деофшоризации казахстанской экономики. В частности, мы предложили отменить принцип банковской тайны в отношении зарубежных банковских счетов членов правительства и руководителей нацкомпаний и госпредприятий. Учитывая тот факт, что им доверено напрямую распоряжаться огромными государственными счетами», – пояснил он.
«Для тех случаев, когда использование офшорных зон обусловлено объективными обстоятельствами, фракция «Ак жол» предложила разработать данный проект закона, предусматривающий доступность такой информации для фискальных органов, особый формат отчетности, а также иные вопросы», – добавил он.
Также партия считает, что «компании, выводящие прибыль через офшоры, не должны пользоваться поддержкой госпрограмм, налоговыми льготами, госсубсидиями и иными преференциями».
«Более того, представляется сомнительным участие таких компаний в госзакупках и закупках квазигосударственного сектора, так как их действия создают недобросовестную конкуренцию по отношению к тому бизнесу, который работает прозрачно и платит все налоги», – добавил мажилисмен.
По его мнению, «Панамский скандал» снова показал актуальность срочной разработки и реализации подобных мер.
«Иначе, как показал опыт Кипра в 2013 году, когда средства на банковских счетах были просто конфискованы, даже при наличии правовых оснований, может не остаться возможности истребовать такие средства к возвращению», – отметил А.Перуашев.
Депутат напомнил, что в апреле текущего года международный консорциум журналистских расследований опубликовал данные об использовании офшорных схем бизнесменами и чиновниками по всему миру.
«Как известно, офшорные зоны используются не только для оптимизации налогообложения, но и порой и для банального хищения бюджетных средств и коррупции (…). Три дня назад – 9 мая – панамские документы были открыты для свободного доступа в интернете. В них приводится и список участников офшорных зон из Казахстана, который, по некоторым данным, состоит из 265 физлиц, восьми компаний, семи посредников и 243 юридических адресов», – сказал А. Перуашев.
Он отметил, что «в этом списке имеется нынешний член казахстанского правительства, аким района, а также руководители нескольких предприятий с государственным участием».
«Из них пока только министр образования господин (Ерлан – КазТАГ) Сагадиев изложил свои объяснения, опирающиеся на многолетнее занятие бизнесом до прихода на госслужбу», – указал он.
Основная часть списка, по его словам, состоит из представителей частного бизнеса.
«Если нет прямых доказательств в незаконности происхождения средств на их счетах либо их связей с использованием государственных полномочий, ресурсов, то свободное распоряжение таким капиталом гарантировано принципом частной собственности и законами рыночной экономики. Более того, законодательные нормы и правила бизнеса в ряде случаев сами способствуют работе через офшорные юрисдикции. Не случайно автор скандального доклада специально подчеркивает, что владельцы офшоров не обязательно преступают закон», – подчеркнул А. Перуашев.
«Тем не менее, по мнению авторов доклада, эти документы показали, как чиновники по всему миру извлекали деньги из госкомпаний и перекладывали их в собственный карман, создавая непрозрачные структуры, которые на самом деле не имеют никакого отношения к бизнесу. Поэтому если такие сомнения имеются, то это предмет изучения правоохранительных органов», – добавил он.
Он считает, что «необходимо не дожидаться бегства очередных чиновников и олигархов, а создавать законодательные условия, исключающие такие тенденции».
«Потому что поставленная на экспорт коррупция снижает финансовые возможности государства, демотивирует добросовестный бизнес, дискредитирует и унижает благосостояние, заработанное честным, производительным трудом», – резюмировал А. Перуашев.