Друзья! Валютен наш союз!

Мне же кажется, что ситуация сложнее. А именно: казахстанская власть
уже осознала безысходность своего положения перед натиском Кремля
по созданию единой валюты, и понимая, что это вызовет мощный
протест в обществе, решила провести досрочные выборы президента

Еще одна причина внеочередных выборов?

Сначала о фоне, на котором прозвучала в Астане идея о валютном союзе.
На неформальной встрече лидеров Казахстана, Белоруссии и России никаких конкретных решений не было принято (по словам «евразийской троицы», они и не планировались), так, «решили сверить часы». По ходу коллеги из Минска и Москвы агитировали нас, казахстанцев, проголосовать за действующего президента. Хотя Путин подчеркнул, что «он в поддержке со стороны вроде бы и не нуждается».
Поэтому, видимо, и предопределили итоги выборов, сообщив, что так же втроем намерены встретиться 9 мая в Москве на праздновании 70-летия Победы в ВОВ (не было ни намека на то, что только выборы могут определить, кто из нынешних претендентов победит и сможет представлять страну на этом Параде).
Иначе сказал посол США в Казахстане Джордж Крол, который как раз в эти дни комментировал будущие президентские выборы: «Например, в США у нас есть президентские выборы… Это будет через два года, и наш процесс перехода президентства от Обамы к кому-то мы не знаем даже, кто это будет».
Говоря о переходе власти от действующего президента РК к его преемнику, он заявил: «Наше мнение, что будет нормальный и мирный (процесс перехода власти – А. К.), без всяких эксцессов, можно сказать».

Эти слова прозвучали на фоне тревожных сообщений из Украины, где, похоже, противостояние двух титанов – Порошенко и Коломойского – вышло «из-под ковра» в публичное поле и обрастает ужасными (реальными и мнимыми) подробностями. Кажется, оно достигает своего апогея и может привести к непредсказуемым последствиям. Заговорили о частных (!) вооруженных формированиях олигархов, способных не только защитить отдельно взятое предприятие, но и, когда нужно, вступить в смертельную схватку за власть (по крайней мере, некоторые СМИ именно так нагнетают обстановку в этой и без того многострадальной стране).
Читая эти сводки межолигархических разборок в чужой стране, подумал о нашей суровой действительности. Точнее о том, что нас ожидает в ближайшее время. И у нас есть группы олигархов, уже имеющие при себе все необходимое для взятия власти: банки, бизнес, капитал и недвижимость, СМИ и политические партии. Вот только «частных вооруженных формирований» им и не хватает! Хотя кто знает?
Событием же недели, несомненно, стало прозвучавшее впервые публично предложение Путина о необходимости создания валютного союза в рамках ЕАЭС.
«Мы условились с партнерами продолжить координацию монетарной политики. Думаем, пришло время поговорить и о возможности формирования в перспективе валютного союза. ...Работая плечом к плечу, легче реагировать на внешние финансово-экономические угрозы, защищать наш совместный рынок», — сказал хозяин Кремля.
Итак, то, о чем долгое время говорили противники Евразийского союза, свершилось: по всей видимости, мы стоим на пороге введения единой валюты ЕАЭС.
Конечно, можно было бы откреститься от этой идеи, приводя общеизвестные аргументы, которыми кишит информационное и экспертное поле. Напомнить казахскую пословицу «Ортақ өгізден оңаша бұзау артық» («лучше собственный теленок, чем общий бык»). Привести сухие факты о гиперволатильности российского рубля после западных санкций и такой же волатильности цен на нефть (о белорусском рубле-«зайчике» разговор особый — с ним вообще никакая из уважающих себя валют давно уже не хочет водиться).
Я же хочу привести новую версию проведения… внеочередных президентских выборов в Казахстане.
До этого мы говорили, что одна из главных причин досрочных президентских выборов — возможная девальвация тенге, которая может привести к социальным потрясениям, и якобы поэтому власть заранее хочет утвердить свое положение.
Мне же кажется, что ситуация сложнее. А именно: казахстанская власть уже осознала безысходность своего положения перед натиском Кремля по созданию единой валюты, и понимая, что это вызовет мощный протест в обществе, решила провести досрочные выборы президента.
Конечно, для начала Кремль будет приводить пример того же экю, который как валютная единица ЕС существовал в 1979-1998 годах и был обобщенным представителем корзины валют стран, входивших тогда в европейскую валютную систему: мол, все национальные валюты будут существовать и впредь, а единая валюта ЕАЭС не будет отличаться от экю.
Но не будем забывать, что экю в 1999 году стал… евро!