Кавказские крылья ИГИЛ

Для кавказских исламистов наиболее удобная точка приложения их навыков и амбиций – Центральная Азия

В ходе боев на Донбасе убит известный чеченский полевой командир Иса Мунаев, который воевал против России еще во время ее "чеченских компаний", а теперь руководил "батальоном имени Джохара Дудаева", действующим на стороне Киева против ополченцев. И хотя сам Киев официально отрицал наличие такого вооруженного формирования в своих рядах, это был секрет полишинеля – разговорчивый украинский полевой командир Семенченко этот секрет без зазрения совести выдал в социальных сетях.
Как рассказал автору российский эксперт по Афганистану Андрей Серенко, на Донбасе чеченцы, воюющие на стороне Киева, и чеченцы, действующие в рядах ополчения, время от времени контактируют друг с другом через линию фронта по средствам коммуникации. В ходе этих контактов время от времени обсуждается шутка – не создать ли Ичкерию на Донбасе, мол, в России не вышло, а здесь столько чеченцев собралось...
Но в каждой шутке, как известно... Сегодня Украина – не единственное место, где сосредоточено значительное число хорошо вооруженных боевиков с Кавказа, в том числе чеченцев. Другое такое место – это территория, занятая ИГИЛ в Сирии и Ираке. Третье – Афганистан, в том числе некоторые его районы, близкие к республикам Центральной Азии.

Как известно, после атаки на "Шарли Эбдо" в Париже в ряде крупных европейских городов прошли полицейские операции по аресту радикальных исламистов. В том числе в Берлине. Там 16 января были задержаны два гражданина Турции, которым вменяется в вину подготовка крупного теракта на территории Сирии, финансирование террористической деятельности ИГИЛ, а также участие в вербовке и переправке боевиков-джихадистов из Европы в Сирию. Одного из этих задержанных немецкие службы безопасности считают руководителем крупной исламистской ячейки, в состав которой входят в основном чеченцы и дагестанцы. Более того, выясняется, что в Германии и в Австрии чеченские боевики из России в 2000-е годы организовали центры инфраструктурного сопровождения "структурного джихадизма". Они занимались сбором средств для войны на российском Кавказе, вербовали добровольцев, вели пропаганду в сетях. А позже переключились с России на Афганистан, и, далее, на Ирак и Сирию. Одна из ведущих в этом отношении организаций – "Имарат Кавказ" некогда хорошо известного, а ныне покойного Доку Умарова. По информации Андрея Серенко, она в последнее время направляла добровольцев не только в Сирию, но и на Донбас. Возможно, как раз к Исе Мунаеву, в батальон имени Дудаева.
Но Донбас, при всей трагической яркости и медийности, открытости развернувшегося там конфликта не предоставляет "Имарату Кавказ" и похожим на него, но более современным кавказским структурам того полигона, который им необходим для успешной конкуренции за лидирующие позиции в "радикальном мире". Тем более, на фоне идеологического наступления, развернутого Рамзаном Кадыровым – он с заметным успехом выдвигает Грозный в ряд исламских центров силы, нисколько не отказываясь от специфической национальной чеченской риторики. И его презрительная эпитафия на смерть Исы Мунаева не останется без внимания в среде, где вербует сторонников "Имарат Кавказ". Находить людей для войны против России и "пророссийских сепаратистов" станет труднее. Есть, конечно, горячая точка в Сирии, где радикалам с Кавказа можно проявиться .Тем более, и в Турции, и в арабских странах проживают и чеченцы, и другие кавказские диаспоры. Но пока в ИГИЛ-халифате Аль-Багдади чеченцы и дагестанцы, равно как и боевики из Центральной Азии, не на первых ролях, там доминируют арабы, предложившие свою крайне агрессивную модель экспансивного роста организации. Уже упомянутый Андрей Серенко, например, считает, что сейчас можно говорить об остром противостоянии между "арабским" и "кавказским" крыльями в ИГИЛ, поскольку амбициозные и высокомерные кавказские (особенно чеченские) командиры должны доказать свои претензии на лидирующие роли и на заметное финансирование. Для этого нужны реальные успехи, например, резонансные теракты, равные атаке на "Шарли Эбдо". Но кавказцы традиционно "не работают" в Европе, то есть там, где у них логистические центры. Тогда как арабское крыло спокойно атакует в Париже, готовит теракты в Риме, в Брюсселе, в других европейских городах.
Имеет ли это какое-либо отношение к Центральной Азии? Самое прямое. Если арабское крыло ИГИЛ сейчас на гребне успеха будет и дальше стараться запугать европейские страны, то для "чеченцев" наиболее удобная точка приложения их навыков и амбиций – Центральная Азия. В Афганистане в структурах ли ИДУ, а кое где под новым модным флагом ИГИЛ чеченские командиры на первых ролях, и там конкурентами им с точки зрения "джихадистского авторитета" пока могут быть лишь узбекские разведчики и подрывники. При отсутствие в нынешнем узбекском ИДУ фигур типа Юлдашева или Намангани "кавказское крыло" тут может еще долго играть первую скрипку.
И последнее. По данным, экспертов, в условно "северных районах" Афганистана сейчас дислоцировано несколько тысяч боевиков-исламистов. 4 февраля таджикские силовые структуры сообщили о скоплении около тысячи боевиков вблизи границы республики. А в туркменском приграничье, но неподалеку от Узбекистана, вроде бы, ждут своего часа две группировки общей численностью в 5 тысяч бойцов. Ранее, в 2012-2014 годы, источники регулярно сообщали о том, что в этих формированиях, особенно тех, что обосновались ближе к таджикскому Горному Бадахшану и Узбекистану, местные жители и афганские силовики выделяли присутствие групп хорошо вооруженных боевиков с Кавказа.