Прошлое... с оглядкой на настоящее

Я бы не хотел, чтобы через энное количество лет
казахстанцы изучали свою историю
по книге «История «Нур Отан»

Стране задан абсолютно новый вектор в осмыслении своей истории. Теперь мы знаем, откуда есть и пошла земля казахская

В своем выступлении перед активом акимата Астаны президент Назарбаев сказал: «Керей и Жанибек в 1465 году создали первое ханство, и государственность казахов ведет историю с тех времен. Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире. Но это можно сказать и про все другие государства той эпохи. Важно, что тогда была заложена основа, и мы – продолжатели великих дел наших предков».
Тем самым елбасы отреагировал на мнение общественности, которая (кое-где открыто, а коегде подспудно) не была согласна с его ранее озвученным тезисом о том, что «никогда казахского государства не было, поскольку не имело границ».
Многие отметили, что елбасы сказал свое веское слово в заочном споре с президентом соседней страны – Путиным, который, выступая на X Всероссийском молодежном форуме «Селигер-2014», заявил о том, что Назарбаев создал государство на территории, на которой государства никогда не было. «У казахов не было государственности. В этом смысле он (Назарбаев – А.К.) – уникальный человек для постсоветского пространства и для Казахстана тоже».

С точки зрения казахстанской общественности, которая подвергла критике сие высказывание хозяина Кремля (дескать, нельзя отсчитывать историю целого государства с 1991 года в угоду действующему президенту), такое заявление Назарбаева, несомненно, ему в плюс. И в этом смысле нельзя не согласиться с мнением ряда экспертов о том, что новое откровение елбасы открывает совершенно другие возможности для исторической науки, для современного осмысления прошлого.
Но в данной ситуации возникает один важный политический вопрос. Почему наука, в том числе и историческая, должна зависеть от очередной инициативы действующего президента?
Это напоминает те времена, когда не Академия наук, не соответствующие ее профильные институты, не ученые, а Политбюро ЦК КПСС определяло основные контуры не только будущего, но и Истории. И вся многогранная и неоднозначная история государства была зажата в прокрустовом ложе утвержденного партией учебника «История КПСС». Я бы не хотел, чтобы через энное количество лет казахстанцы изучали свою историю по книге «История «Нур Отан».
Аузы күйген үріп ішеді («обжегшись на молоке, дуют на воду»), говорят казахи, и мне очень не хотелось бы, чтобы наша историческая наука стала заложницей очередных, не всегда хорошо подготовленных и с научной точки зрения не вполне легитимных спонтанных заявлений действующей власти.
Говорю это так, ибо сразу же после заявления президента началась волна однозначной поддержки исторического (в прямом и переносном смысле) тезиса елбасы. Хвалебные статьи заполонили всю официальную прессу.
Я же задаюсь вопросом: а какова была бы реакция этих восхвалителей, если бы президент заявил: «Наша история не ограничивается промежутком в 550 лет, отсчет нашей государственности надо вести, например, с почти 1500-летней истории Тюркского кага-ната или 800-летия Алтын Орды»?
Тоже начали бы воспевать?
Вывод однозначен: нам нужна деполитизация исторической науки! Не власть своими докладами и очередными инициативами должна определять даты создания и становления государственности, а ученые, которые денно и нощно корпят над рукописями и историческими свидетельствами нашего прошлого!
А так создается впечатление, что саму Историю власть предержащие используют (и будут использовать) в своих краткосрочных политических целях в преддверии очередных или внеочередных президентских выборов!
Поэтому считаю, что нужно определиться в исторических терминах.
Создание Казахского ханства, несомненно, дата, заслуживающая уважения. Но это не значит, что 551 год назад не было казахов. И посему в следующем году, во время празднеств, так и надо обозначить эту дату: 550-летие создания Казахского ханства, а не государственности, которая, на мой взгляд, гораздо шире (как явление и институт) и древнее.
Такой подход дал бы широкие возможности для свободного от политической конъюнктуры осмысления нашего непростого прошлого и показал бы взаимосвязь казахов с другими нациями.