Гайки без резьбы

Казахстанские власти могут «проспать» «новый протест»

Так получилось, что драматические события в Украине на время оставили в тени наши, внутриказахстанские темы и проблемы.
Начнем с того, что снежный ком постдевальвационного роста цен и тарифов, несмотря на заверения властей об их недопустимости, растет и грозит смести собой очередное правительство. Прямо пропорционально этому растет и недовольство граждан, кошельки которых в одночасье опустели на 20 процентов.
Власти, наверное, понимают последствия такого рода протеста, но эффективных мер, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения уровня жизни казахстанцев почему-то не предпринимают. Было только одно командно-административное приказание всем чиновникам ходить по рынкам и магазинам и предотвращать рост цен. Но давно уже что-то не видно «белых воротничков» в этих торговых точках...
Хотя кое-какие превентивные меры (конечно, в чисто акординском понимании) принимаются. Я имею в виду меры против тех, кто будет открыто говорить об упущениях власти.
Вот снова под судом ходят независимые газеты.

Так, например, 18 марта судья Медеуского районного суда южной столицы Галым Бекбатыр вынес решение по иску полковника запаса Купесбая Жампеисова к газете «Трибуна — Саясат алаңы» (руководитель проекта – Жанболат Мамай) о взыскании морального вреда. Молодое и ставшее за короткое время популярным издание должно выплатить полковнику 2 миллиона тенге, что равносильно банкротству и закрытию этого СМИ.
Не рассеиваются судебные тучи и над изданиями, которыми руководит Розлана Таукина.
Принимаются меры по дальнейшему удушению свободы слова в форме новых законов, ограничивающих творческие возможности журналистов. В частности, в проведении журналистских расследований. А из-за отсутствия политической воли у власти вести реальную антикоррупционную борьбу именно независимые СМИ стали главной антикоррупционной силой! После драконовских нововведений вряд ли теперь многие из них осмелятся пойти на такое... Чем вам не превентивная мера для защиты от назойливой прессы потенциальных мздоимцев и взяточников?!
После фактической зачистки поля политической оппозиции, кажется, настал черед и поля гражданского.
Вспомним, как в последнее время неадекватно жестко власть расправляется с рядовыми гражданскими активистами. Одно только их пожелание прийти к памятнику Абая и прочитать его стихи воспринимается как попытка чуть ли не захватить власть. Их забирают в полицию ранним утром прямо из квартир! Возникает вопрос: за что? Неужели у нас можно наказывать не за действо, а только за намерение выйти на площадь, озвученное в социальных сетях?!
Чего добилась власть такими топорными действиями? Только того, что протестные ряды пополнились новыми лицами, которые стали настоящими звездами Интернета! Что интересно, среди них много представителей прекрасной половины человечества! Молодые, красивые и дерзкие – они становятся новым лицом активного гражданского общества!
Продолжающаяся антиаблязовская истерия власти, попытки Акорды во что бы то ни стало заполучить в свои руки опального главу ДВК и БТА привели к тому, что теперь  дамоклов меч навис и над многими НПО, которые, по словам финпола, имели к нему финансовое отношение. В этой связи многие из тех, кто все эти годы делал реальную работу в сфере неправительственных организаций, по надуманному обвинению могут подвергнуться репрессиям. И уже сегодня нужно бить в набат по этому поводу. Среди них такие известные имена, как Бахтылы Туменова и Бахытжан Торегожина.
О своем уходе из активной политики заявил и Мухтар Тайжан, который, несомненно, в свое время стал открытием политического сезона и внес очень многое для становления национально-патриотического движения. Свое решение он мотивировал давлением на бизнес и личными причинами.
Закручивание общественных гаек и жесткое преследование за мало-мальское инакомыслие имеют далеко идущие планы. Не за горами 2016 и 2017 годы, когда должны пройти парламентские и президентские выборы. А с учетом наших традиций весьма возможно, что они будут досрочными. Зачем власти на этот период неуправляемые оппозиционные партии и персоны, независимые СМИ, которые могут, например, подвергнуть сомнению (и не дай бог, остракизму!) потенциального преемника?
Такими мерами процесс можно только ослабить, но остановить его уже нельзя.
Появляются новые организации и личности. Некоторые представители «старой оппозиции», которые свои личные амбиции поставили выше интересов демократических сил, постепенно уходят с политической сцены. Они уже не воспринимаются молодыми как безусловные авторитеты.
Постепенно приходит понимание необходимости реального объединения всех неравнодушных граждан, о котором Ваш покорный слуга говорит уже столько лет.