Ожидание светлого будущего

Власть развернула масштабную кампанию по созданию социальных и идеологических миражей

Реквием по демократии

Петр САРУХАНОВ — «Новая»Мы – из того большинства казахстанцев, кто в начале 90-х, после развала СССР, сообща закладывал основы независимости Казахстана как современного демократического государства. И нам тем более горько сознавать, что надежды людей в очередной раз превращаются в прах. Начиная с 1995 года, когда впервые была явно нарушена конституционная норма избрания президента (вместо очередных президентских выборов был проведен референдум о продлении полномочий), развитие демократических процессов было повернуто вспять. В течение последующих 10 лет были последовательно ликвидированы все основные демократические нормы в политической жизни страны:
Все ветви власти в нарушение принципа разделения оказались в единоличном ведении президента.
Выборы в парламент вместо свободного волеизъявления превращены в фикцию, управляемую президентскими наместниками — акимами.
Парламентская система представляет собой монополию одной партии, являющейся сплавом правящей бюрократии и олигархического капитала.
Уничтожена системная оппозиция. Оппозиционные силы усилиями властей разобщены и загнаны в тупик, находятся под постоянной угрозой репрессий.
Информационное поле по преимуществу занято ангажированными средствами массовой информации, выражающими частные интересы олигархических и административных групп, борющихся за сферы влияния в экономике и политике.
Упразднено принципиальное для демократии конституционное ограничение на избрание одного и того же человека на высший государственный пост.
Эти и другие «особенности» нашей политической жизни не только узаконили и укрепили авторитарный характер власти, но и создали адекватный ему политический ландшафт.
Освободившись от демократических «догм» и обезопасив тылы политической и экономической монополией, власть развернула масштабную кампанию по созданию социальных и идеологический миражей.


Социальные миражи и реальная политика

Нынешняя власть твердо усвоила главную заповедь коммунистов: народ должен жить ожиданием будущего. Так как коммунизм, использованный для этого большевиками, — уже отыгранная карта, а у капитализма нет типовых стандартов идеальной жизни, ей пришлось потрудиться, чтобы изобрести свои, доморощенные Идеалы (путеводные Цели). В конце концов на свет появились: Стратегия «Казахстан — 2030» — программа вхождения страны к 2030 году в число 50 развитых стран мира, и Стратегия «Казахстан – 2050», объявленная в прошлом году, согласно которой наше место к 2050 году намечается уже в тридцатке самых успешных стран мира. Легко запомнить: 30/50 и 50/30 – всего две цифры!
Обе Стратегии – беспроигрышные: к 2030 году (даже раньше) Казахстану по-любому удастся зацепиться за 50-ю строчку в одном из многочисленных международных рейтингов, а к 2050-му, наверное, ни нынешних рейтингов, ни самих «обещателей», да и многих из ныне живущих уже не будет в живых, и проблема исчезнет сама собой.
Поэтому для пущей убедительности дополнительно к этим двум Стратегиям в общество запускается еще одна — в виде «Мәңгілік Ел». Пока эта Идея выражена очень скупо, практически двумя словами, из которых состоит ее название, и скорее напоминает политическую речевку, чем выражает глубокую мысль, способную инициировать «очередной мировоззренческий прорыв». Однако определенные ассоциации она вызывает: «вечный Эль» у древних тюрок, наших далеких предков, или даже «вечный коммунизм» Карла Маркса. Видимо, что-то такое имеется в виду и в нашем случае.
В эту виртуальную реальность президент как бы ненароком, но очень выразительно вписывает новую столицу Казахстана – Астану. Она призвана своим блеском и монументальностью высветить то далекое будущее (в 2030, 2050 гг.), которое существует пока в его фантазиях. Пожалуйста – смотрите, наблюдайте, разглядывайте нашу прекрасную Астану, и вы не сможете остаться равнодушным. Примерно в таком эмоциональном ключе подается в Посланиях любимое творение нашего президента – символ страны, краса и гордость народа, первая в ряду главных национальных ценностей Казахстана (его личные оценки).
Может быть, главное достоинство демократии и заключается в том, что в открытом гражданском обществе нет условий для формирования социальных миражей, и люди живут нормальной человеческой жизнью, имея на все происходящее (с ними, со страной) собственное, а не коллективно-зомбированное мнение.
Мы не ставим своей целью анализировать сейчас конкретные предложения и оценки, прозвучавшие в Посланиях президента. Это можно будет сделать отдельно и в другое время. («Мое Послание народу само является главным разъясняющим наши цели и задачи документом», — заявил президент, фактически напутствуя будущих пропагандистов.) Вне всякого сомнения, в ближайшем будущем торжественно будет принят объявленный в Послании Патриотический акт «Мәңгілік Ел». Можно с уверенностью сказать, что этот Акт станет судьбоносным для нашей страны, для всех нас.

От авторитаризма к монархии?

В связи с этим мы хотели бы высказать некоторые предположения и предостеречь общество о возможности негативного для будущего страны развития событий.
На наш взгляд, в стране целенаправленно проводится работа по смещению акцентов в управлении государством, а именно: перенос центра тяжести верховной власти с демократического (выборного) поля на монархическое (наследственное) поле.
Сейчас, после мощной идейной «артподготовки», для этого нужно совсем немного: введенное президентом в политический оборот слово мәңгілік обратить на него самого – «Мәңгілік Елбасы» (так же легко и произвольно, как в случае с «Мәңгілік Ел» и «Мәңгілік Елорда»). В результате получится замечательная триада: «Мәңгілік Ел» — «Мәңгілік Елорда» — «Мәңгілік Елбасы», достойная стать и национальной идеей для народа, и государственной идеологией для новой монархии. И идейной основой нового казахстанского патриотизма. В связи с этим вспоминается знаменитая триада графа Уварова: «самодержавие – православие – народность», предложенная им в качестве национальной идеи для Российской империи.
Есть, конечно, проблемы с Конституцией, но их тоже можно решить. Во-первых, Конституцию можно отменить – живет ведь Англия без Конституции, но с королевой. Или Конституцию вообще не трогать, продолжать числить страну демократическим государством, а нашу монархию считать демократической монархией (есть ведь всякие: конституционные, просвещенные, теократические и др. – будет теперь демократическая).
Кроме упомянутого выше Патриотического акта, который, видимо, должен узаконить монархическую триаду, и небольших привычных уже поправок в Конституции, все остальное уже готово.
1. Дееспособный Елбасы, могущий перевоплотиться в «Мәңгілік Елбасы» и положить начало новой династии.
2. Токаев К-Ж. К. как наиболее подходящая кандидатура для и.о. президента в случае отставки действующего президента.
3. Группа надежных и верных соратников, между которыми распределены ключевые государственные посты (администрация, правительство, мажилис, МО, МВД, КНБ, Генпрокуратура, Верховный Суд, Нацбанк, города Астана, Алма-Ата).
4. Силовой блок (армия, внутренние войска, специальные и особые отряды, Национальная гвардия, Охрана президента и др.)
В этих условиях вероятность монархического транзита в стране очень высока. Во всяком случае, логика развития политических событий последнего времени (от наделения президента статусом Лидера нации – Елбасы до объявления Идеи «Мәңгілік Ел») ведет нас к этому.
К сожалению, февральские инициативы подтверждают наши опасения. Предложение об изменении названия страны не так безобидно. На самом деле, «Казахстан» — это уже привычная нам и всему миру Республика Казахстан (РК), а «Қазақ елі» — это вотчина одного хозяина.
Назначение многоопытного М. Тажина послом в России явно связано с желанием сохранить доверительно-дружеские отношения с руководством великого северного соседа после столь резкой смены политического режима в стране (не де-факто, что Россию мало интересует, а де-юре, когда «Қазақ елі» будет выпадать из политических рамок Евразийского союза). Очевидно, что наша страна, как бы она ни называлась — Республика Казахстан или Қазақ елі, не может позволить себе политического разрыва с Россией. И помочь в этом сегодня могут два «тяжеловеса» из президентского окружения – Токаев и Тажин. Токаев уже занят в Проекте, следовательно, остается Тажин. Именно он и назначен «разруливать» отношения, если готовящийся шаг Акорды не встретит в России должного понимания и поддержки.
Для основы новой династии казахских монархов есть все необходимое. Подотчетная Страна (для этого надо только подкорректировать ее название, убрав из него слово «Республика») – это идеологическое «Мәңгілік Ел» (или реальная «Қазақ елі»), новая Столица (в степных традициях – Орда) – это идеологическая «Мәңгілік Елорда» (или реальная Астана).
Достаточно очевидно, что в монархический сценарий входит и «династирование» семейного правления. Касым-Жомарту Токаеву отводится роль временного «престолоблюстителя», тогда как на роль продолжателей родового правления готовятся юные пока близкие родственники. Недаром партия «Нур Отан» получила резко омоложенное руководство – по всей видимости, для того, чтобы в ближайшие годы ее возглавили и стали кандидатами в президенты еще более молодые «лидеры».
Однако самые тщательно разработанные планы семейного династирования неосуществимы в XXI веке. Тем более в условиях усугубляющегося мирового и внутриказахстанского финансового и общесистемного кризиса. В конечном счете, любая попытка воспроизводства «ханского» управления страной неизбежно приведет к дестабилизации всей системы власти из-за кланово-олигархических войн за «престол».

P.S. Приглашаем к дискуссии по поводу ребрендинга нашего государства всех неравнодушных лиц. И напоминаем, что мнение наших авторов не всегда совпадает с позицией редакции.